
В XII — XIII вв. преобладали переводы на французский античных авторов. Кроме того, осуществлялись переводы на французский язык произведений философского и утилитарно-прикладного содержания.


Наконец, мы подошли к тому временному интервалу, с которого и начинается эпоха классицизма. Под классицизмом понимают течение в европейской художественной культуре, возникшее в ХVII столетии во Франции и получившее затем распространение и в других странах. Характерной чертой такого французского перевода являлось отношение переводчика к переводимому произведению, как к материалу, который должен быть подвергнут совершенствованию, которое автор оригинала возможно и не познал. Переводчик, руководствуясь сугубо своими собственными представлениями об эстетически-должном, вносил в оригинал при переводе на французский текстов различные поправки и изменения.
Таким образом, понятие «французская манера перевода» стало синонимом неуважительного отношения переводчика к подлиннику. Принцип «угождать читателю и совершенствовать автора» применялся к писателям самых различных эпох. Признанным французским переводчиком этого времени стал П.Летурнера, который прямо заявил, что его целью при переводе на французский английского Юнги было извлечь французского Юнга из английского, который мог бы понравиться французам. Знаменитый «Дон Кихот» тоже был видоизменен при переводе на французский, т.к. Флориан, переводчик этого романа, счел, что в некоторых эпизодах видны «черты дурного вкуса». Теоретические проблемы перевода породили «спор древних с новыми». Зачинщиком выступил писатель Шарль Перро. Он писал, что французы, которым выпало счастье быть поданными короля-солнца (Людовика XIV), не только не уступают древним грекам и римлянам, а напротив, даже превосходят их. По мнению Перро, в переводе на французский многие произведения выглядят гораздо изящнее, нежели в оригинале. Начавшийся в ХVII веке спор продолжался и в следующем столетии.
В 1714 — 1716 годах вся читающая Франция с напряженным вниманием следила за дискуссией о принципах французского перевода поэм Гомера. Наиболее активными участниками стали два создателя французского перевода «Илиады» — Антуан Удар де ла Мотт и Анна Дасье. Удар де ла Мотт указывает: «Как переводчик я стремился к трем вещам — точности. Ясности и приятности… Я хотел, чтобы мой перевод был приятен, а для этого понадобилось подменить понятия, принятые в век Гомера…» Анна Дасье подвергла уничтожающей критике его перевод и заметила, что именно то к чему стремился переводчик, как раз и не было достигнуто: «стараясь смягчить образы Гомера и подменить мысли поэта своими, он исказил его характер и лишил поэму естественности…» В 1719 году тему спора продолжает Жан Батист Дюбо в своем сочинении «Критические размышления о поэзии и живописи». Он пишет о том, что «перевод — это эстамп, в котором от картины остались только композиция и позы фигур, да и те искажены».
XIX век, век романтизма. В течение XIX столетия наблюдается растущий интерес к иноземным произведениям, в особенности к таким, форма которых отличается от привычной французскому читателю. Появляются новые по своему типу перевода работы переводчиков — романтиков: перевод на французский «Фауста» Гете (переводчик Жераром де Нервалем), перевод «Отелло» Шекспира (переводчик Альфредом да Виньи), перевод «Потерянного рая» Джона Мильтона поэтом-романтиком Франсуа Рене Шатобриана.
Позднее во Франции начинают все громче звучать голоса, указывающие на то, что существующие переводы меньше всего с природой и индивидуально-стилистическим и особенностями оригиналов, тогда как именно здесь ощущается особенно сильная нужда в таких переводах, которые смогли бы познакомить публику с шедеврами иностранной поэзии.
Середина XXв. характеризуется переводческой практикой и развитием ее теоретического базиса — переводоведения, имеющего целью теоретически непротиворечивое описание переводческого процесса.
«Перевод иностранного текста требует соблюдения не одного, а двух условий. Оба они существенны, и оба сами по себе недостаточны: это знание языка и знание цивилизации, с которой связан язык».
— Французский ученый Ж. Мунен монография «Неверные красавицы», 1956 год




